"Мы ведём себя как дети"
Мир пронизан отношениями. Даже если Вас обругала соседская старушка на лавочке, они уже случились. С одной стороны, отношения — это очень приятная часть человеческой жизни. С другой стороны, основная масса проблем случается именно в такой сфере как межличностное взаимодействие.
Иногда кажется, что с «бурным потоком» взаимоотношений справиться почти невозможно, на самом деле, это зависит от того, насколько «взрослыми» являются данные отношениями.
Чтобы понять, какие они, «взрослые» отношения, нужно сначала определиться, какие отношения «взрослыми» не являются.
«Невзрослые» отношения бывают двух типов: Родитель-Ребенок и Ребенок-Ребенок.
Отношения Родитель-Ребенок характеризуются следующим:
Родитель-опора и защита для ребенка. Ребенок сам еще недостаточно развит и устойчив, чтобы опираться на себя. Функцию этой опоры выполняет родитель. У родителя всегда больше ответственности, но и больше власти. Также Родитель осуществляет контроль над Ребенком, так тот еще плохо понимает, что опасно, а что нет.
Ребенок сам самостоятельно не может удовлетворить большую часть своих потребностей и этим занимается Родитель. Ребенок, оставшись совсем один - может умереть.
Ребенок только получает, но дает совсем мало, поэтому очень зависим от Родителя.
При нормальной человеческой эволюции Родитель помогает Ребенку вырасти, и делает это до определенного момента с тем, чтобы тот развился в полноценного взрослого. В случае нарушения этой связи в период взросления человек так и остается на стадии развития ребенка. И тогда во взрослом возрасте он снова будет искать родителя. Именно так формируются зависимые отношения.
Отношения Ребенок-Ребенок имеют следующие особенности:
Дети сами по себе отличаются спонтанностью, живостью, богатым воображением и т.д., но в тоже время абсолютной неприспособленностью для самостоятельной жизни в реальном мире.
Детям чуждо понятие ответственности, в том смысле, что они не берут ее на себя добровольно, их к этому всегда приучают взрослые.
Ребенок плохо осознает такое понятие как граница. То есть он еще не знает, что все, что хочется – получить невозможно. Понимание того, что некоторые вещи получить не удастся, как бы не хотелось, воспитывается родителем. В том случае, когда родители не показывают свои и чужие границы (ограничения и права), ребенок вырастает с нарушением психики. Поэтому в отношениях Ребенок-Ребенок можно ожидать чего угодно, ведь, например, наиболее простой способ выяснить отношения – это шарахнуть лопаткой соседа по голове.
Кроме того, Ребенок всегда знает, что взрослый ему должен, так как он – маленький. И только попробуй не дать.
Еще одна любопытная деталь – это разделение ответственности. Ребенок, когда что-то происходит, исходит из того, что он не виноват, а мама – дура. То есть ответственность лежит целиком на ком-то другом. Поэтому отношения в паре Ребенок-Ребенок очень нестабильны - виноват всегда сосед, и это ты дура, а не я. И это абсолютно естественно, когда дело не касается взрослой пары; если два малыша поссорятся – разбираться, в чем проблема, будет мама. Но когда два взрослых человека выясняют отношения в подобной форме, очень часто прояснить не удается совсем ничего.
Таким образом, основными чертами «невзрослых» отношений являются:
«Размытость» границ в отношениях. В паре Ребенок-Ребенок они бесконтрольно нарушаются, так как партнеры плохо понимают, что я -не «пуп Земли», и у кого-то рядом тоже есть права. В паре Родитель–Ребенок границы как таковой не существует, существует одна общая граница, поскольку Ребенок почти целиком зависит от Родителя. Проблема с удовлетворением собственных потребностей самостоятельно.
В паре Ребенок-Ребенок ответственность за удовлетворение моих потребностей всегда будет отдана другому. В паре Родитель-Ребенок потребности одного также удовлетворяет другой, но в этом случае отношения не являются равными, так как у одного из партнеров обязательно гораздо больше прав и контроля на жизнь другого, так как раз я тебе все время даю, я решаю, как лучше и без меня тебе не выжить. У второго партнера в этом случае развивается зависимость, когда жизнь будет зависеть от настроения, материального положения, состояния здоровья и дел другого человека.
Такие формы отношений являются достаточно неустойчивыми. В паре Ребенок-Ребенок, совместная жизнь может превратиться в ад, поскольку там, где никто не хочет брать на себя ответственность за происходящее, проблему решить почти невозможно.
В паре Родитель-Ребенок вся ответственность за отношения лежит на родителе, как, впрочем, и за все остальное. Но, с другой стороны, именно родитель может в любой момент эти отношения прекратить, как только ребенок ему наскучит, или его что-то перестанет устраивать. А это может произойти в любой момент, потому что какими бы идеальным ни казались отношениями и постоянными чувства, но иногда они имеют свойства проходить по той причине, что партнер — это не Ваши папа или мама.
Раз не существует партнерской составляющей в отношениях, то их необходимо удерживать с помощью контроля. Это придает дополнительную неустойчивость таким отношениям и только ускоряет их конец. Классическим примером данных отношений являются молодая девушка и мужчина в возрасте. Не все подобные отношения создаются по вышеописанным причинам, но какая-то часть абсолютно точно да.
Что же тогда отличает взрослые отношения от упомянутого выше:
Каждый партнер в паре – более-менее зрелая личность, и ему нужна не нянька, а именно партнер.
Это означает, что я вырос, партнер - не моя мама, чтобы всецело принадлежать мне и удовлетворять все мои потребности по первому зову; очень большую часть я могу удовлетворить сам, и все, что я могу, я действительно делаю сам. Такой подход делает отношения более спокойными и устойчивыми за счет того, что каждый сам отвечает за то, как он живет.
Ответственность в паре разделяется, а не «свешивается» на другого
Отношения — это процесс взаимодействия как минимум двоих людей, поэтому то, куда это все развивается, тоже ответственность двоих. Поэтому во «взрослой» паре присутствует саморефлексия, с помощью которой я могу заметить, что лично я делаю не так, чтобы в дальнейшем сменить привычные модели поведения. Каждый в паре чувствует границы, другими словами – осознает, что можно не все и не всегда.
Партнерами осознается, что помимо жизни в паре у каждого есть своя личная индивидуальная жизнь, интересы которой иногда могут вступать в интересы человека как участника пары. И в этом случае одна из сторон отношений может выбрать в данный конкретный момент свои собственные интересы или предложить компромиссный вариант.
«Взрослая» пара просто осведомлена, что такие ситуации бывают и их появление — это не повод каждый раз расставаться.
В принципе, такой взгляд на отношения применим не только к отношениям мужчины и женщины, но и к дружеским и деловым отношениям. Также данная статья — это не попытка склонить кого-то на сторону «взрослых» отношений как единственно правильного варианта взаимоотношений вообще. Как «взрослые», так и «невзрослые» отношения — это просто возможные варианты, и никто не мешает выбрать, что подходит лично тебе.
Психолог помогает клиенту вырастить и укрепить взрослую часть личности. Проводит психологическую работу с детской травмой у клиента, имея детский травматический опыт человек реагирует на своего партнёра фактически из возраста 3-х, 4-х или 10-и летнего ребёнка. Тем самым, вызывая негативную реакцию у более зрелого партнёра или не имеющего такую психологическую травму. Как важно будет с психологом проработать детский негативный опыт, пережить его заново и вырасти в более зрелую, полноценную личность.
Я к в Вашим услугам!